Логотип туристической компании Игл Тревел
Телефоны:
+38 (044) 496 46 17
+38 (067) 231 79 98
+38 (067) 401 09 83
Мы в соцсетях:
»гл“ревел в FaceBook
заказ тура он-лайн
страны

Виды туров
туры со скидками
самостоятельный подбор туров

подписка на рассылку
Ваш E-mail:

Армения - страна солнца, добра и щедрости

Армения - страна солнца, добра и щедрости

Друзья, хочу поделиться с вами впечатлениями о путешествии в очень яркую и самобытную страну – Армению.

          Итак, вначале был был очень комфортный перелет Киев – Ереван на крыльях авиа компании SkyUp. Расписание очень удобное, вылет из Киева в 10:15. Длительность полета 3 часа. Прибытие в Ереван в 13:55 по местному времени. Разница с Киевом  +1 час. Для пересечения границы нужен загранпаспорт и сегодняшняя реальность – ПЦР-тест не позднее 72 часов до вылета. В Армению не пускают граждан, которые до этого посещали Азербайджан.

            В общем, все прошло прекрасно, нас встретил полностью реновированный аэропорт  Еревана – Звартноц. Аэропорт компактный и очень удобный, находится в 15 км от Еревана, что очень быстро и удобно.

            Итак, нас встречает Ереван, мы селимся в прекрасный отель Ani Grand Hotel Yerevan, номер с видом на Арарат. Иp этого города начинается наше путешествие по Армении.

Несколько интересных фактов об Армении

  • Армения расположилась на Армянском нагорье и географически не принадлежит к Кавказу. Включая Армению в Кавказ по ошибке, армян также классифицируют среди народов Кавказа. Но, Армянское нагорье имеет отдельное от Кавказа географическое положение и культуру. Армяне являются частью индоевропейского культурного мира.
  • Термин «Малый Кавказ», к которому относят географическое положение Армении, появился на картах Российской империи и по ошибке используется по сей день.
  • Армения граничит с Грузией, Турцией, Азербайджаном и Ираном и не имеет выходов к морю.
  • Самая высокая гора Армении Арагац (4094 м)
  • Горя Арарат принадлежит Турции с 1921 года
Анатолия и Армянское нагорье

История Армении

История Армении – это уникальная мировая сокровищница, полная летописей великих цивилизаций, жизнеописаний легендарных людей, драматических моментов, связанных с стоками становления христианства.

Первые праармянские племена (урарты, хурриты, лувийцы и др.), населяющие Армянское нагорье упоминаются уже на рубеже IV - III тысячелетий до н.э. По одной гипотезе это фрако-фригийские племена, по другой - древние индоевропейские племена, пришедшие из Малой Азии. Название страны «Арминиа» и народа «армина» встречаются впервые в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486 гг. до н.э..

В течение IX-VI веков до н. э. народами Урартского царства была создана высокая древняя цивилизация, определившая культурное будущее древней Армении. О высотах этой цивилизации свидетельствует не только существование письменности, развитие земледелия, скотоводства и металлургии, но и высокая техника строительства крепостей-городов – Эребуни, Тейшебаини, Аргиштихинили и др.).

В 520 году до н.э. Армянское царство было завоевано персами и оставалось в составе империи Ахеменидов как вассальное государство вплоть до походов Александра Македонского (330 г. до н.э.).

На рубеже II - I веков до н.э. Большая и Малая Армения сливаются в единое мощное рабовладельческое государство – Великую Армению. Политическим, экономическим и культурным центром Великой Армении стала Араратская долина с центром в городе Арташат. I век до н. э. стал Золотым веком Великой Армении. В это время правит Тигран Великий (95-56 гг.), внук Арташеса I – основателя династии Арташесидов. Столицей государства стал Тигранакерт.

Обширная империя Тиграна охватывала большую часть Передней Азии, распространилась от Каспийского до Средиземного морей, от Месопотамии до реки Куры. В этих границах Великая Армения продержалась, однако, недолго. С I в. н.э. территория Армении стала объектом ожесточенной борьбы между Римом и Парфией. В 69-66 годах до н. э. империя распалась. Распад империи ознаменовал конец династии Арташесидов, правивших страной почти 2 столетия.

В первые четыре века новой эры Армения постепенно утрачивает самостоятельность. Правление в Армянском царстве делят две могущественные империи – Римская империя и персидское государство Сасанидов.

Во второй половине столетия римское влияние в Армении начинает уступать восточному. На армянский престол взошёл Трдат - основоположник новой, Аршакидской династии.

В ответ на это римский император Нерон послал на Восток свои легионы. Несколько лет войны с персами не принесли римлянам успехов, и они вынуждены были принять мир. Римляне и персы вскоре пришли к решению разделить армянские земли между собой, при этом большая часть отошла к персам. Так в 428 году персидский царь Варахран V обратил Армению в провинцию Сасанидского государства и положил конец Аршакидской династии и в Армении.

Но более чем за сто лет до этого в 301 году Армения приняла христианство как свою государственную религию и стала первым христианским государством в мире.

Опустошительные набеги арабов вынудили бывшую персидскую Армению признать власть Арабского Халифата. В 652 году Армения становится провинцией Арабского Халифата. Против власти Халифата поднимаются многочисленные восстания. Особую активность проявлял княжеский дом Багратидов, который, в конце концов, достиг своей цели. В 859 году князь дома Багратидов Ашот получил в свои руки управление Арменией.

А в 885 году Ашот принял титул царя. Армянская государственность восстанавливается. Во владениях Багратидов со столицей в Ани, возникли благоприятные условия для расцвета торговли, ремесел, искусства, воздвигались церкви, монастыри. Апогея своего блеска и могущества Багратидское царство достигло при Гагике I (989-1020 гг.).

Далее, с середины XI века , Армения оказалась разделенной между мусульманским Востоком и христианским Западом. Страна была опустошена войнами, города разрушены, население истреблялось.

Многие армянские князья уступали свои владения Византии и получали взамен города и земли на далёком юго-западе империи, у Средиземного моря, в горах Киликийского Тавра. Здесь и было образовано новое армянское царство - Киликийское, сохранившее традиции армянской культуры и в течение ещё трёх столетий поддерживавшее армянскую государственность.

В XVI веке между Турцией и Ираном шли войны за раздел территории Закавказья.

В 1639 году они, наконец, заключили договор, по которому Западная Армения (основная часть) отошла к Турции, а Восточная - к Ирану. Такое положение сохранялось до начала XIX века. Армения оказалась во власти самого мрачного периода своей истории. Жестокое политическое, социальное, национальное, религиозное угнетение народа привело к упадку экономики и культуры. Угнетаемая Армения не переставала делать отчаянные попытки облегчить и улучшить своё положение. Начиная с XVI века, армяне обращаются к единоверным христианским народам с мольбами о помощи.

В ходе русско-персидской войны Восточная Армения была освобождена от иранского ига. По Туркманчайскому договору 1828 года Восточная Армения была присоединена к Российской империи. В результате русско-турецкой войны 1877–1878 Россия освободила лишь часть Западной Армении.

Принятие христианства в Армении

В предгорьях Арарата

Принятие христианства в Армении — это одно из самых удивительных событий мировой истории.

Армения — первая христианская страна. Именно здесь в 301г. впервые христианство приобрело статус государственной религии. Это событие связано с именами царя Трдата III и первого патриарха христианского мира Григория Просветителя.

Данное происшествие имеет много загадочных сторон, которые до сих пор озадачивают историков. Кроме того, что принятие христианства было беспрецедентным, это также было единственным случаем, когда смена религии произошла без смены власти и без воздействия более мощной культуры. Могущий и жестокий царь Трдат III всячески преследовал христиан, кровожадно убивал их, применял самые бессердечные и зверские наказания и никак не позволял распространяться религии. И вот тот-же самый царь Трдат, прославленный как твердый и властный правитель, признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране. На вопрос, что случилось с царем, нам отвечает драматическая необыкновенная история, дошедшая до наших дней.

В середине II в. в Армении правил мощный и умный царь Хосров. В период его правления, Армения сильно расцвела: расширила свои границы, победила всех своих врагов, освободилась от внутренних врагов. Но однажды, против Хосрова плетут заговор и предательски убивают. Последний приказ умирающего царя был отследить и убить вместе с их семьями всех, кто был замешан в цареубийстве. В это время жена убийцы чудом успевает убежать в Рим и уносит своего малыша. Убийство Хосрова было заказано персидским царем, с целью захвата армянского престола. Ситуация становится опасной и угроза ложится на всю царскую семью. Необходимо было спасти сына царя и его тоже уносят в Рим.

Сына царя звали Трдат, а сыном цареубийцы был Григорий. Иронией судьбы их обоих утащили в Рим. Они были из двух вражеских кланов, от которых их спасали. А спустя много лет, они вместе будут крестить армянский народ.

Григорий приходит на служение к сыну покойного царя — Трдату, который, однако, даже не предполагал, что Григорий сын цареубийцы. Григорий служит искренне и от всей души. Он становится самым верным слугой и близким другом Трдата. И несмотря на то, что Григорий уже был приверженцем христианства, а Трдат ненавидел христиан, последний любил своего слугу всем серцем.

В 287г. Трат становится царем Армении и ему доносят, что Григорій - сын цареубийцы. Трдат не сдерживает свою ярость и кидает Григория в темницу Хор Вирап (Глубокая Яма), куда бросали самых злостных врагов государства. Эта темница представляла собой глубокую яму, где узников не кормили, не поили, а просто вытаскивали оттуда мертвыми через месяц или два. Проходит с тех пор 13 лет и царь заболевает неизлечимой болезнью. Сестра царя вспоминает, что у Трдата был преданный слуга, который всегда оказывался рядом в тяжелых ситуациях и часто даже выручал его. Она немедленно посылает людей за Григорием. Поначалу, всем казалось, что она сошла сума, так-как было крайне нереально, чтобы в темнице, где люди не выдерживали даже месяц, Григорий оказался живым после 13-и лет заточения. Но она настояла, чтобы проверили темницу. И когда проверили, всех охватил страх от увиденного чуда. Григорий оказался живым. Весь исхудавший и еле дышащий, Григорий лежал на земле. В дальнейшем стало известно, что одна из служащих тюрьмы, через дымоход опускала ему хлеб и воду.

Григорий проявляет свою преданность и лечит Трдата. После этого, Трдат признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране. А Григорий становится католикосом (патриархом) Армении.

Принятием христианства Армения дерзко отказывается от культурного влияния мощных соседей и становится на путь создания своей независимой культуры. Уже через 100 лет у армян появляется своя письменность и наступает век резкого развития историографии и литературы, который был назван «Золотым веком».

Во времена потери государственности, церковь брала на себя руководство страной и сохраняла единство народа. Именно церковь часто организовывала освободительные войны, налаживала важные дипломатические отношения. Открывала школы и университеты, воспитывала в населении национальное самосознание и патриотический дух. Пройдя сквозь горы испытаний, пережив непрерывные давления со стороны иноверных жестоких захватчиков, армянская церковь ни на один день не потеряла статус государственной религии.

Сегодня Армянская Апостольская Церковь объединяет армян, живущих за границей, что составляет 80% от общей численности армянского населения мира.

Армянская письменность

Армянский алфавит отличался от древнегреческого и греческого.

Евангелие от Иоанна на армянском языке выходит из чрезвычайно раннего библейского кодекса на пергаменте IX-XII вв.

В мире существует 8 письменностей и одна из них армянская. Армяне используют собственный алфавит, созданный в 5 веку н.э. монахом, Месропом Маштоцем. Христианство уже было принято в Армении сто лет до этого в качестве государственной религии, но Библия доступной на родном языке все еще не было. Считаетя, что, главной мотивацией для создания отдельного армянского алфавита послужила потребность перевода Библии на более доступный и понятный для народа язык. Месроп Маштоц , который с тех пор почитается как святой, как покровитель преподавания и обучения для армян, выполнил эту задачу в 405 н.э., таким образом, подготовив почву для богатого кладезя произведений религии и истории, науки и философии, иллюминированных рукописей и книг, издаваемых на протяжении тысячелетий и по сегодняшний день.

Это немного, что я хотела рассказать о культуре, истории и традициях армянского народа.

Продолжение о самом туре по Армении следует…

20 апреля 2021 г.

создание сайта Max Kulikoff