Логотип туристической компании Игл Тревел
Телефоны:
+38 (044) 496 46 17
+38 (067) 231 79 98
+38 (067) 401 09 83
Мы в соцсетях:
»гл“ревел в FaceBook
заказ тура он-лайн
страны

Виды туров
туры со скидками
самостоятельный подбор туров

подписка на рассылку
Ваш E-mail:

Помпеи: начало

DSC01169

Помпеи - древнеримский город, уничтоженный в 79 г. извержением Везувия. Пожалуй, слово "уничтоженный" не совсем верно, именно, благодаря шестиметровому слою вулканического пепла город сохранился до наших времен.

Если до поездки в Геркуланум меня терзали сомнения, стоит ли два драгоценных дня в Неаполе тратить на развалины, то после первого города я остался в таком восторге, что на следующий день решил обязательно посетить и Помпеи. И, да, если стоит выбор, куда лучше поехать в Геркуланум или Помпеи, то я бы все-таки выбрал Помпеи. Вот когда Геркуланум полностью раскопают, я думаю это будет бомба, но пока Помпеи выигрывают, т.к. там открыт практически весь город.

Для начала немного практической информации.

1. Как добраться из Неаполя до Помпеи? Вдоль побережья Амальфи ходит специальная электричка Circumvesuviana (Чиркумвезувиана). Остановка есть на центральном вокзале Неаполя, для этого надо спуститься в подземный этаж, там же находится их билетная касса. На центральном вокзале везде висят указатели, так что найти Circumvesuviana очень просто. Поезда ходят примерно раз в полчаса, до Pompei Scavi ехать чуть меньше часа, стоимость билета 2.2 евро. Станция находится в двух шагах от зоны раскопок, прямо рядом с Морскими воротами Помпей.

2. Билет стоит 11 евро, можно купить общий билет на все пять зон (Помпеи, Геркуланум, Стабия) за 20 евро, он будет действовать три дня. Я купил именно такой вариант, вышла экономия целых два евро!

3. На Помпеи рекомендую отвести один полный день. Можно, конечно, обежать город за два-три часа, но это будет именно бездуховный галоп. В отличие от Геркуланума, Помпеи я осматривал более поверхностно, т.е. в каждый дом не заходил, но и то потратил примерно пять часов. При этом чуть ли половина(!) интересных мест была закрыта на реставрацию, например, дом Веттиев.

4. В зоне раскопок есть пара неплохих кафешек, так что голодными не останетесь.

5. Магазин с литературой есть, при этом перед входом стоит несколько лотков с сувенирами и путеводителями. Забавно, что в этих ларьках торгуют граждане СНГ, которые усиленно косят под итальянцев. При мне продавец очень театрально делал вид, что немного говорит на очень ломаном русском, используя этот трюк для продажи лишней пары магнитиков нашим соотечественникам. Для людей, как и я обделенных фантазией, очень полезна будет книга издания Archeolibri. Написана она совсем для дураков, но ради картинок можно проявить смирение. Дальше я буду иногда приводить иллюстрации из нее. Книжка есть и на русском, стоит порядка 15 евро.

Cop._Pompei_Ingl

1. Ну, что же, начнем. Сразу от касс открывается вид на Морские ворота.

DSC01144

2. Я прошел через ворота и сразу оценил масштаб бедствия. Конца и края Помпеям видно не было, куда идти то? Так что еще один совет - подготовиться к поездке заранее. Я примерно представлял основные раскрученные места, вроде дома Трагического поэта или дома Фавна, но цельной картины и продуманного маршрута у меня не было. Я купил путеводитель уже на месте и пришлось потратить лишние полчаса, чтобы прикинуть оптимальный маршрут.

DSC01146

3. Я сразу же почувствовал разницу с Геркуланумом. Процентов 80% Помпей выглядит примерно так.

DSC01147

4. Зато в Помпеях сохранились общественные и религиозные здания, которые пока не раскопаны в Геркулануме. Вот, например, остатки Базилики. Интересно, что ее стены исписаны граффити, так что тут у помпеян был свой уютный чатик.

Приведу несколько примеров, во-первых, банальное, типа
- Auge любит Allotenus.

Очень много обзывательств, как тривиальных:
- Epaphra - ты лысая!
- Phileros, ты евнух!
- Epaphra - фиговый игрок в мяч.
- Virgula ее другу Tertius: ты отвратителен, дорогой.
- Samius для Cornelius: иди и убей себя!

Так и вариантов от более тонких троллей:
- Chie, я надеюсь твой геморрой вырос в два раза, так что тебе теперь совсем хреново!
- Человек, с которым я только что обедал, просто тупой варвар!

Нытье и жалобы:
- Sarra, с твоей стороны не очень то хорошо вот так просто взять и бросить меня.

Философские изречения:
- Мелкая проблема становится большой, если на нее долго забивать.
- Тот, кто играет с огнем рано или поздно сожжет свой член.

Ну, и самое известное граффити, прямо крик души:
- О, стены! Я поражен, как вы держите на себе столько идиотских надписей и еще не рухнули!

В общем, почти все также, как в современных интернетах.

DSC01149

Если заменить японцев на римлян, то выглядело это примерно так.

phoca_thumb_l_pompei - pompei - basilica dis e fotook

5.

DSC01152

6. Храм Аполлона. Древнейший в Помпеях.

DSC01159

phoca_thumb_l_pompei - pompei - tempio apollo disegno e foto copia copia

7. Сам Аполлон. Хотя наверно это Артемида. "По легенде, многодетная Ниоба насмехалась над богиней Лето за то, что у нее было всего лишь двое детей – Аполлон и Артемида. Повзрослев, они направили смертоносные стрелы против детей насмешницы, объявив их гибель ценой за унижение матери."

DSC01162

8. Форум.

DSC01165

См. заглавное фото отчета.

phoca_thumb_l_pompei - foro fotodis ok

9. На Форуме находились эталоны мер и весов, чтобы местные торгаши не сильно обманывали народ. Сохранился эталон для сыпучих товаров.

DSC01171

10. На месте лавок и складов у стены Форума сейчас находится выставка археологических находок. Конечно, всем посетителям плевать на горшки, в первую очередь внимание обращают гипсовые фигуры людей.

"Кипящая влага смешалась с пеплом, образовав тяжелую массу, которая плотно облепила останки, сохранив точные контуры тел и предметов. Ткани истлели, но остались пустоты, которые по методу Фиорелли заливали гипсом, получая точные слепки того, что пролежало в лаве много столетий. Отвердевший гипс представлял собой каменную копию погибшего, где с абсолютной точностью передавались черты лица и поза человека в момент смерти."

DSC01173

11. "Тому, кто слишком медлил с бегством, не помогли ни мужество, ни осторожность, ни сила. Судя по огромному скелету, человек геркулесовского сложения не смог найти спасения в стенах собственного жилища. Более того, он оказался неспособным защитить женщин, видимо жену и дочь, бежавших впереди него. Его семья осталась лежать на дороге, а гигант упал на спину, последним усилием попытался встать, но, отравленный ядовитыми газами, медленно опустился на землю и умер, приподняв зажатый в руке край одежды. Поза женщины отражает тяжкие муки: запрокинутая голова, сведенные колени, конвульсивно сжатые в кулаки руки.

В примыкавшем к форуму переулке нашли несколько скелетов, принадлежавших людям из низшего сословия. Юная помпеянка в вышитых сандалиях, молодой воин, пожилая женщина, будущая мать со связкой ключей и двумя серебряными вазами в руках пережидали извержение дома и слишком поздно поняли ошибку. Они выбрались через окно в то время, когда слой пепла достиг высоты вторых этажей. Короткую улочку, на которой они погибли, впоследствии назвали Переулком скелетов...

Можно представить ужас одинокого помпеянина, обнаружившего, что окна и двери засыпаны камнями. Видимо, он пытался спастись, прорубая топором проходы в стенах. Не находя пути в одной, он принимался за вторую, и снесенный потоком, хлынувшим через пробоину, замертво упал на пол. Вытянутые руки со сведенными, судорожно сжатыми пальцами, вывернутые конечности, искаженные черты лиц красноречивее всяких слов свидетельствуют о безнадежной борьбе и мучительном ожидании смерти..."

DSC01174

12. Собачка.

DSC01175

13. При мне расстроенная впечатлительная женщина причитала, что вот так выставили мертвецов между горшками на потеху толпам, на что ее гид заявила, что это все на самом деле бутафория для туристов, настоящих слепков здесь нет.

DSC01177

14. Взглянем еще раз на Форум и пойдем в жилые кварталы.

DSC01180

15.

DSC01182

16.

DSC01183

17. На выходе из Форума я сразу же попал в Термы.

DSC01186

18. Как я уже отмечал, почему-то Термы сохранились лучше других зданий. Явно римляне строили их с особой любовью и качеством.

"Тепидарии (от лат. tepidus – «теплый») римских терм не предназначались для мытья. Посетители приходили сюда отдохнуть, следуя рекомендациям ученого Авла Корнелия Цельса, который считал, что «людям уставшим самое лучшее посидеть в тепидарии, а затем пойти в горячую баню». В тепидарии Форумских бань, помимо благодатного тепла, отдыху способствовало искусство, представленное терракотовыми фигурами атлантов, орнаментами карнизов и скульптурой на скамейках."

DSC01190

Картинка из женских терм Геркуланума, но думаю для иллюстрации сойдет, да и нравится она мне, извините уж.

phoca_thumb_l_ercolano. terme femminili ricostruite

19. "Хорошо пропотев, посетитель соскребал грязь с тела металлическим или костяным ножом, смазывал кожу оливковым маслом и шел в кальдарий (от лат. caldus – «горячий»). В банях на форуме жаркое отделение имело продолговатую форму и завершалось полукруглой глубокой нишей с фонтаном. Теплые струи источника освежали после купания в горячей ванне, расположенной напротив и вмещавшей в себя до 10 человек. Сводчатый, с поперечными желобками потолок комнаты позволял стекать влаге."

DSC01192

20. Уфф, жара. Выходим на улицу и попадаем к храму Августовской Фортуны. Увы, как и остальные храмы, этот тоже очень плохо сохранился. Плохое состояние храмов объясняется нетолько извержением Везувия, в 62 г. здесь прошло мощное землетрясение, от которого город сильно пострадал. К началу извержения в 79 г. многие постройки еще не были восстановлены.

"Легковерие италийцев ярко отражалось в популярности культа Фортуны. Древние римляне считаются самыми ревностными поклонниками богини судьбы.

Богиня представала в многообразных ипостасях, что выражалось ее видом, позой или соответствующим антуражем. Кормило в руках означало управление судьбой, рог изобилия был символом обогащения без труда. Крылатая дама, опиравшаяся на колесо, олицетворяла непостоянство, сидящая на змее – отрицание благоразумия.
Помпеянин Марк Туллий видел любимое божество женщиной в легкой, сверкающей золотом тунике, надетой на столу с пурпурной бахромой. Именно в таком облике Фортуна возвышалась в местном храме, где рядом с ней стояла мраморная статуя мужчины в цветной тоге, странным образом походившего на Цицерона."
DSC01194

21.

DSC01195

22.

DSC01197

23. Для удобства перехода улицы во время дождя в мостовую вделаны огромные камни. Между ними видны колеи от колес телег. В отличие от Геркуланума, в Помпеях центральная канализация была только в самых богатых домах. Остальные пользовались выгребными ямами или просто выливали помои на улицу. Поэтому некоторые ученые предполагают, что камни также защищали прохожих от протекавших по улицам потокам из дерьма и отходов.

DSC01198

24. Готовить жители Помпей явно не любили. Только в очень редких домах имелись кухни, в основном у знати. Народ предпочитал такие вот таверны - термополии.

"В презентабельных термополиях подавали дорогие закуски, пирожные и горячее вино, приправленное пряностями. Напитки хранили в свинцовых сосудах, заранее подогревая их в железных котлах, помещенных в отверстия каменного стола кубической формы, который собственно и являлся печью. Знатные люди термополии не посещали, зато добропорядочные граждане – ремесленники или торговцы – могли отдохнуть в уютном зале, оживляя беседу теплым вином. В отдельных комнатах с небольшими столами на двоих проходили деловые переговоры. В питейных заведениях Помпей гости располагались сидя, потому что были простолюдинами, а возлежать за едой дозволялось только знати."

DSC01200

phoca_thumb_l_ercolano. grande taberna ricostruita

phoca_thumb_l_pompei - pompei - termopolio ok

25. Ну, вот, наконец я добрался до первого известного дома со странным названием Дом Трагического Поэта. Достаточно скромный по местным меркам дом.

DSC01201

phoca_thumb_l_pompei - pompei-cas poeta dis e foto

26.

DSC01202

27. Блин, а самая известная часть дома оказалась закрыта на реставрацию. "Осторожно злая собака!". Все-таки кое-как удалось снять самую популярную помпейскую мозаику.

DSC01203

28.

DSC01205

29. Пекарня. На первом плане жернов для помола муки, на заднем печь для выпекания хлеба.

DSC01207

30. Фонтан.

DSC01209

31. Хозяин дома Фавна был более гостеприимен, чем Трагический поэт. Вместо злой собаки нас встречает надпись "Привет!".

DSC01211

32.

DSC01212

33. Думаю, понятно, почему археологи дали такое название этому дому.

DSC01214

34. Один из самых больших и роскошных домов.

DSC01217

35. Также в доме Фавна находится шикарная мозаика "Битва Александра с Дарием". Это копия, конечно, оригинал, выставлен в Неаполе в Археологическом музее. Я про него писал в одном из отчетов.

DSC01220

36.

DSC01222

37. Очень много домов было закрыто для посещения, поэтому в отличие от Геркуланума я просто наслаждался прогулками по улицам мертвого города.

DSC01223

38. Кое-что можно было увидеть из-за закрытых решеток. Например, дом с Большими Фонтанами.

DSC01226

39. Дом с самыми знаменитыми фресками - дом Веттиев тоже оказался на замке. Но кое-что удалось снять. Прямо в вестибюле дома мужик взвешивает свое достоинство. Это вместо "здрасьте" или предложение гостю померяться с хозяином?

"В имперском Риме фаллистический знак едва не приобрел значения национального символа. Суеверные граждане держали его в комнатах, вывешивали на дверях домов, носили на груди в виде амулета, якобы предохраняющего от несчастий и хвори, возникавшей вследствие порчи, дурного глаза или колдовства. Если в старину знак Приапа заказывали скульпторам, то в I веке отлитые в бронзе, серебре, золоте фаллосы покупали в городских лавках."

В общем, для римлян изображения члена было что-то вроде нашей подковы над дверью.

DSC01230

40. Очень неплохо сохранился дом Позолоченных купидонов (amorini dorati).

DSC01234

41. В виде змей римляне изображали "гениев места". Это такие добрые духи здания или любой другой местности.

DSC01238

42. Перистель в отличном состоянии, тут даже не надо никаких картинок от реконструкторов. Площадь всего дома около 800 м.

DSC01243

Интересно, что в Москве есть дом построенный по мотивам помпейского Amorini Dorati, находится в Филлиповском переулке. Считается одним из лучших по дизайну современных зданий Москвы. Тут можно почитать подробнее.

93054_640

43. Перекресток с фонтаном и камнями для перехода улицы.

DSC01245

44. Очередная пекарня. Всего в Помпеях их было 89 штук.

"В просторной, хорошо освещенной комнате стояли 4 каменные мельницы. Каждая из них была составлена из двух частей: неподвижная деталь снизу являлась опорой для вращающихся полых конусов сверху. Механизм приводили в движение ослы; в менее просвещенные времена жернова крутили невольники. Животные ночевали в конюшне и ходили на работу через все помещения пекарни: каморки рабов и залы, устроенные специально для печи, хранения продуктов, вымешивания и раскатывания теста. Стены последнего часто украшали фрески со сценами жертвоприношения богине очагов. Отдельно изображались растения, змеи и немного в стороне – птицы с открытыми клювами, устремляющиеся на мух. Целью последней росписи могло быть отпугивание живых насекомых.
Помпейские крестьяне признавали только пшеницу. Италийцы вообще не сеяли рожь, зная о ней только по слухам и заочно считая вредной для желудка. Гладиаторам давали ячневый хлеб, но его выпекали в казармах. Почти одинаковые по форме изделия из пшеничной муки разделялись по сортам в зависимости от качества продуктов и приправ, которыми обильно сдабривалось тесто.
Гурманы заказывали хлеб из сдобного теста, замешанного на молоке и яйцах. Любители сладкого покупали пирожные у Верекунда. Аристократы предпочитали белый или чистый хлеб, а некоторые кичливые особы кормили пышными булками дворовых собак. Хлеб второго сорта незатейливо именовали следующим. Более доступный по цене, он охотно поедался и бедняками, и высокопоставленной знатью. Второсортный продукт подавали к столу Октавиана Августа; император Александр Север вкушал его сам и одарял всех участников пира. Беднякам и рабам оставался хлеб третьего сорта, изготовленный из муки грубого помола с добавлением отрубей, а солдатам – особый воинский, выпекавшийся по секретной рецептуре.
Обыкновенному хлебу придавали продолговатую или круглую форму. Перед тем как посадить булки в печь, сначала хозяйки, а затем и городские мастера делили сформованное тесто на 4 части, совершая пальцем крестообразное движение. Позже большие ковриги делились на 8–10 частей, но древний жест запомнился и в начале новой эры был осмыслен в качестве крестного знамения.
Спустя 17 веков после извержения в Помпеях нашли около 80 обугленных булок круглой и продолговатой формы. Русский путешественник А. Левшин не отважился попробовать древний хлеб, однако советовал сделать это всем, кто не позаботился захватить из Неаполя съестные припасы. Он уверял, что им трудно отравиться, зато сквозь аромат залежалой пшеницы можно ощутить тонкий вкус классики."

DSC01248

phoca_thumb_l_pompei - pompei - forno disfoto

45. А это самый древний дом в Помпеях - дом Хирурга. Видите из каких грубых плит он сложен? В доме нашли набор хирургических инструментов, отсюда и название. Так, пожалуй, на сегодня хватит. Окончание помпейской прогулки в следующем отчете.

DSC01251
 

По материалам: http://uainfo.org

31 марта 2014 г.

создание сайта Max Kulikoff